Дебют-Белгород

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дебют-Белгород » Дебютанты из Белгородской области » Эдуард Лукоянов


Эдуард Лукоянов

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://www.polutona.ru/authimg/0403001743.jpg
Родился в городе Губкин Белгородской области. С 2007 года живет в Москве. Студент Литературного института им. А.М. Горького (семинар прозы Руслана Киреева). Лонг-лист премии "Дебют" в номинации "Малая проза" (2008), шорт-лист премии "Дебют" в номинации "Малая проза" (2009). Произведения публиковались в журналах "Дети Ра", "Новый Мир", на сайте "Полутона", на портале "Мегалит", в студии "Новой литературной карты России".
Журнальный Зал.
Сайт Полутона.
Студия Новой литературной карты России.
Портал Мегалит.
Живой Журнал.

0

2

Май

- Дед Коля, - сказал Митя Климов, - а мне ботинки велики.
- Сильно велики?
- Сильно.
- Ты надень правый на левый, левый – на правый, - сказал дед Коля.
Митя сел на деревянное крыльцо дедова дома и стал переобуваться, пока дед раскуривал самодельную папиросу.
Лицо у деда Коли было все морщинистое и коричневое, как тюль, закрывавшая окна от света у Мити дома. Митя улыбнулся смуглой харе деда, и дед беззубо улыбнулся в ответ, глядя, как внук вставляет белые ноги в башмаки.
Светлело деревенское утро. Солнце вставало из-за редких берез, куры во дворе гнали куда-то птенцов, которые разбегались желтыми пучками восвояси. Солнце лилось на жидкие облака, и тепло его высветляло воздух.
Митя справился с башмаками, и они впрямь оказались впору. Митя с дедом пошли.
Щеки мальчика все еще сводила зевота, в голове дурманило, да рассвет бодрил, и все вокруг дышало живостью. Ноги в ботинках легко ступали по сухой грязи, и нос ловил запах крепкого табака.
Дед-то просыпался по колокольному крику петуха, который вот уж седьмой десяток лет звал его в день. Дед Коля кормил домашнюю тварь, обитавшую во дворе и тесном хлеве, потом будил внука и вел его в колхоз.
Дорога до колхоза была довольно долгой, но веселой. Всюду звучали насекомые, Митя черпал ботинками росу на подорожниках, бил палкой по траве, а солнце все поднималось, меняя свой цвет.
- Дед, - сказал Митя, - а что солнце такое?
- Да кто ж его знает? – сказал дед. – Бог один знает.
- Есть хочу.
Позавтракали, когда подошли к колхозу, тогда и привалились на траве. Завтрак их был черный хлеб и яйца, еще теплые, завернутые в тряпку. В другую тряпочку дед завернул крохотную открытую солонку с измаканной солью. Митя Климов широко надкусывал яйцо до желтка, макал его в желтоватую соль и доедал, запивая чаем, принесенным в почти дырявом термосе.
- Говорил тебе – надо было дома покушать, - сказал дед.
- Дома не хотелось, - ответил Митя, и вправду свежая трава так и заставляла есть.
Спинами они опирались на высокое белое изваяние, на котором краснели большие буквы: «Красная заря».
- Дед, а что такое «заря»?
- Когда солнце встает, тогда и заря, - сказал дед.
- Ясно. Заря, значит, это рассвет, - сказал Митя.
- Да, - сказал дед. – Рассвет и есть. Ну что ты, пойдем? Время уже.
Они продолжили ход по серой дороге. Подошли к деревянному дому, в который дед вошел и отметил свое появление. Женщина, которая отмечала людей, напомнила Мите его нянечку в детском саду.
Дед пошел в гараж заводить трактор. Митя немного посмотрел, как трещит машина, выбираясь из своего дома, потом дед поехал в поле.
В это время дня Митя Климов был в полной свободе: дед до обеда разъезжал на тракторе, иногда брал с собой Митю, но в кабине было душно и тесно, и мальчик любил гулять по полям, которые успел запомнить за две недели в деревне.
Митя подобрал палку и стал обивать сухоросты, которые все еще тянулись к свету, но уже ничего от него не брали: так одинокие дети вспоминают недавно умерших родителей.
Митя остановился, глубоко вдохнул нагревавшийся воздух. Вдалеке, на поле, как улитки ползали школьники, приехавшие полоть на практику. Митя Климов пошел в их сторону, и улитки медленно превращались в мальчиков и девочек, одетых в блестящие спортивные костюмы.
Пока Митя шел, они успели проползти около трети поля, встали и собрались на отдых на обочине. Они все были лет на шесть-семь старше Мити: высокие, одинаково худые и смеющиеся.
Митя Климов постоял в стороне, посмотрел на то, как они ели, потом бросались друг в друга комками земли. Двое отделились от остальных и пошли к молодой, еще слабой и гибкой, березе. Они ухватились за ствол и стали трясти белое деревце.
- Вы зачем дерево ломаете? – сказал Митя.
- Ничего мы не ломаем, - ответил светлый мальчик. – Жуков трясем.
Жуки со стуком падали на землю. Когда стук прекратился, школьники стали их собирать.
Митя подобрал одного оглушенного жука, подержал его в руках; жук опомнился, завертелся в ладони и взлетел, но снова упал в траву.
- Смотри какой здоровый, - сказал светлый мальчик своему другу. – Дай спичку.
Друг низко захихикал, достал из кармана спичечный коробок, вытянул одну спичку и дал светлому мальчику.
Светлый мальчик как-то ловко надавил пальцами жуку на бока, отчего тонкие затворки на теле насекомого раскрылись. Мальчик вставил спичку в появившееся отверстие и надавил на серный кончик. Шея у жука вытянулась на несколько сантиметров. Мальчик опустил жука на землю. Жук медленно зашагал, из него выливалась густая влага, потом он остановился.
То же самое друзья проделали с братьями жука.
- Смотри, какие жирафы ходят, - сказал светлый Мите.
- Вижу, - ответил Митя. – А они летать будут?
- Будут, - сказал светлый. – Сейчас отдохнут немного и на солнце жить полетят.
Мальчиков окликнул учитель, он звал их обратно на поле.
Митя еще немного посмотрел, как ползают длинношейные жуки, и побежал к деду.
Солнце начинало палить, разгорался необычно знойный день, ломавший очертания вдалеке. Митя стянул майку, подставив пеклу белую грудь.
Когда Митя вернулся к колхозным баракам, там уже сидели мужики и пили мутный самогон из стаканов и жестяных кружек – рабочий день быстро закончился.
Сидел там и дед, он пил холодный пенистый квас. Митя сел рядом с ним на завалинку.
- Здорово, мужичок, - сказал ему седой старик с пеной слюны, повисшей у рта.
- Здравствуйте, - ответил Митя, нажав на чуть шатавшийся зуб.
- Помощник? – сказал старик Митиному деду.
- Помощник, - кивнул дед.
- Пиво пить будешь? – сказал Мите старик, но тут же отвернулся и стал громко говорить мужику в тельняшке.
Дед потягивал квас, его светлые глаза смотрели на далекий лес.
- Дед Коль, - сказал Митя, - а когда мама приедет?
- Сегодня позвонит, скажет.
- Ясно.
Прошел прохладный ветер, Митя надел майку. Ветер приятно обдувал влажную кожу под мышками; ветер нес с земли пыль и семена.
- Ох, май да маюсь я чего-то, - сказал седой старик соседу. – Неси, Ванька, гармонь.
Мужик в тельняшке ушел в барак и вернулся со стареньким желтоклавишным аккордеоном.
- Давай, сыграю-ка.
Старик накинул лямки на плечи, раздвинул меха, издавшие скрипучий пыльный звук, и запел:

Прощай, радость, жизнь моя!
Слышу, едешь от меня.
Знать, должна со мной расстаться,
Тебя мне больше не видать.
Темна ноченька,
Эх, да не спится!

- Колян, - сказал он деду, не допев. – Хай твой малой за пивком сгоняет, а то в глотке как в трубе горит. Я ему денег дам.
- Сбрендил или как? – сказал дед. Помолчав, он сказал: - Черт с тобой, сам схожу. Самому пивка хлебнуть охота. Велосипед давай, сгоняю.
Быстро проходит день в безмятежной деревне. Вот уж и солнце не так жарило, когда дед Коля с внуком ехали на велосипеде в магазин; светилась зеленым золотом молодая трава.
- Дед, а дед, - сказал Митя.
- Чего тебе?
- А давай вон с той горочки съедем.
- Ну, давай.
Дед свернул с пути, и они помчались с холма. Ветер быстроты задувал в уши. Мите Климову даже страшно стало от скорости, а дед смеялся радостью; внук, сидевший спереди на раме, обернулся и тоже засмеялся розовым ртом.
- Ну что? Хорошо прокатились? – сказал дед.
- Хорошо. Давай еще!
- Подожди, - сказал дед, - дай передохнуть.
Митя Климов помолчал, обдумывая что-то, а потом сказал:
- Дед, а дед. А ты когда на солнце жить уедешь?
Остывало небо, было тихо, и слышен был хриплый голос гармони, лившийся издалека.

0

3

Восьмистишия

Милостивый государь,
произведения ныне представленные чуткому слуху вашему написаны покорным слугой вашим в часы меланхолические, в кои погружен я был в раздумия над словесностью русской, а главное и первопричинно – раздумия об обновлении стиха российского новыми средствами выразительности выраженного. Задумался я скудным умом своим, чтоб такого нового мог я скудным умом своим в стихосложение русское привнести. Вспомнил я тогда молочный комбинат в городе родном своем, в котором молоко добротное разливалось из коров мясистых, глазастых, да вспомнил я и задания на уроке географии нестором нашим заданное. Требовалось нам, неразумным, стихи написать о богатствах края родного, и товарищ мой по школьной скамье сочинил стихотворение про молочный комбинат, над которым, помнится мне, похохмили мы знатно. Тепере же, воспоминая вирши те школяра неразумного, нахожу я в них поэзию искреннюю и первозданную, не замутненную наукой, что часом во вред идет лирнику всякому. Образом таким и восстановлено по памяти стихотворение товарища моего, написанное в нежных годах и отмеченное похвалою наставника, но дабы не сочли это воровством мысли глубокой, добавил я туда и сатиры на нравы и обычая современные, достойные осмеяния, а именно сатира та на чиновничий аппарат, столь портящий жизнь жителям простым нашей достославной родины великой и могучей, всякому неприятелю отпор давшей. Второе стихотворение из письма данного моего неумелого представляет собой тоже некую сатиру, но более мягко прописанную. Вдохновлена она многочисленными рекламными плакатами, образ нашей столицы портящих, написанных рифмачами неразумными и призывающих сбережения свои вкладывать во храмины. Да не подумал бы милостивый государь мой, что не нравятся мне храмины новые восьмиэтажные, не нравится мне, презренному рабу вашему, что люди в житье благоустроенном и упорядоченном забывают о вещах сугубо эмпирейных, как то: чувства, отношения к человеку ближнему и прочему сопуствующему. Впрочем, прочитать второе стихотворение можно и как оду новым домам, в столице нашей белокаменной отстроенным, и сатиры никакой не видеть, что тако же будет вельми справедливо. Третье же стихотворение отображает иной мой новый подход к стихотворному составлению, обозванный мною, смердящим псом неразумия, «эффектом обманутого ожидания». Сотворено то творение по подобию загадки, но то не загадка, а начинается оно будто бы сетование на горькую судьбину погорельцев, калек и прочих людей, достойных глубочайшего сожаления и воспомоществования, но заканчивается оно, как кажется мне, весьма неожиданно, впрочем, вы сами богоугодным умом своим все уразумеете. Четвертое же, и заключительное, стихотворение, вдохновлено известным лирником нашим, Александром Введенским, а именно – размышлением о строках его, вам прекрасно известным. По строению своему оно тоже должно вызывать движенья души неожиданные. Говорится в нем об искусстве произведении столь умелом, что не отличишь от действительности очам преподносимым. Напоминает четвертое мое стихотворение бормотанье некое, с самим собой разговор, что лирике нынешней не свойственно – известно ведь вам, что рифмоплеты, лириками себя называющие, обращаются в виршах своих мерзопакостных не к себе, а к читателю неразумному, но обманывают его ловко, говоря, будто это я все к себе написал и для себя, а на деле же лишь потакают низменным вкусам нынешней публики, да и говорит та «вот, мол, как написал знатно, все про себя», а не про себя он написал, все про никого он написал, а людям-то нравится. Ну да ушел я, государь, в эмпиреи далекие. Избранно мною восьмистишное стихосложение, поскольку число восемь выражает архитипически в умах наших бесконечность, рифмованы стихи по форме: аа – бввб – гг. стихов должно было быть двенадцать, да не хватило мне разуму двенадцать написать, вот и шлю вам четыре. Призваны стихи, как и все мои предыдущие творения, столь милостиво вами восхвалимые, передать деймос онтос, ужас бытия, коли по-нашински говорить. Тепере же умолкаю и доставляю вам право судить об успехе моих начинаний. Жду вашего ответа, да хранит вас Господь,
преданный слуга ваш,
Эдуард Лукоянов, разночинец.
Post scriptum. Забыл совсем сказать вам, ум жалкий заняв тем, как составить бы слова во предложения так, чтобы чуткого глаза вашего не покоробить. Собирался написать я еще пятое стихотворение, там должно было быть написано про то, что славный лирник наш Гаврила Романович Державин жидов не любил, евреев и всякую прочую юду то бишь. Но не посудите превратно, стихотворение то не антисемитское было вовсе. Я про то хотел сказать, что злоупотребляют нынешние одописцы словами иудейскими, смысл стиха замутняющими и что не делал так Державин. А то, что любил Державин евреев али нет, мне нужно было для образности пущей, но не стал я этого писать, ибо не знаю я, да и почем мне знать, как к жидам Державин мысль направлял. Да так ли это важно?
Э. Л.

1
Всему миру рад
Наш молочный комбинат,
Молоко по трубам льем.
Выйдешь летом на лужок,
Съешь твороженный сырок,
Хорошо живем!
Дело наше идет на лад,
Работает структурный аппарат.

2
Живем в микрорайоне новоотстроенном,
Живется нам привольно и по-новому.
Хочешь с детьми погулять – вот тебе парк,
Хочешь уток кормить – вот тебе пруд.
Магазины рядом, рядом суд
Для разбирательства всяческих драк.
(Только в зале заседаний очень просторно –
Никто не дерется в микрорайоне новоотстроенном).

3
В нашем доме случился пожар,
Его устроил не бандит,
А Иван Иваныч Кактотам
Он безногий инвалид,
Боками мятыми кипит,
На радость нам.
Догадался мал и стар:
Он, конечно, самовар!

4
Ангел чистый, как металл,
Со мною рядом пролетал.
Я его увидел оком:
Над миром гор, над миром ям
Он летал красив и прям
В своем рождении высоком.
Хотя, быть может, не летал –
Его материалом был металл.

Писано ноября месяца числа девятого, в день рождения Велимира Хлебникова

0

4

Глатиаторес

***
сосны над Балтийским заливом
кто вас посадил на этот песок
корабль ваш не сойдет с безводья
солнечный парус не даст вам движенья
кто вас посадил на этот песок
глазами схвачены корни
взглядом стряхнуть твердую пыль
у каждого корня растет муравейник
из единственного солнца луч пробивший линзу
у света черный запах
горящей шкуры муравья
у этого света черный запах
набожный покойник стоит у окна
он собой пополнил каталоги Пригова и Холина
корабль соснового бора сошел с мели
отрезаны ветки и хвоя пошла на корм арестантам
голос мой негромок
игл на хвойной ветке хватило бы на многоглазый взгляд насекомого
я сжег этого муравья когда
Холин пополнил собой каталог Пригова
кораблю теперь несут цветы и водку
радуйся людие
а муравей тот муравей был на Азове
в пихтовой роще когда
Пригов пополнил собой каталог Холина
у этого света запах черный
как мокрая кора сосен над морем

***
Когда волнуется промышленная пыль на гладких вырубах карьера,
вся музыка вмещается в упорный труд ковша железной медведицы,
тогда улитка понимает автобан и разворачивает на бетонной крошке свой живот,
безрёберный и безребённый,
чтоб преследовать, собственный след , и сердце, остановленное солнцем ее красиво,
случайный поворот лица – шуруп давинчи-ный – и видит,
как за ямой-великаном разбежалась для прыжка желтеющая нива.

***
На уроке физкультуры –
канат пеньковый, пол щербатый,
кто костлявый, кто сутулый,
все подряд себя считают:
первый, второй третий; третий, второй, первый.
(Кто-то между ними молчит сокровенный:
               пиый и еый ).
Вот в свисток засвистел физрук,
бегают школьники вокруг,
но вдруг
сбежал с урока ученик примерный,
все удивились:
Коля побрился,
Ваня руку сломал,
физрук удавился,
и дворник пьяный портфель отобрал.

***
Вырос желудь,
Вырос весь,
С ветки падал
В лес.
Ветер прошел, его подобрал,
Солнцу его всего показал.
Солнце тронуло ветра плечо,
Ветер сказал: «Мне горячо!»
Выронил желудь, топнул ногой
И улетел на небо домой.
Желудь лежал
Среди ничего,
Был спел, румян,
И нет его.

***
Вергилий знал, что будет осень,
И вот она в его вложила темя искрой белой: улицу и клены,
Звонок трамвая, оглушивший блоху прошедшего дождя,
Ребенок ловкий покоряет неподатливый велосипед,
Поехал. Триедин и всехитёр царит здесь звучный светофор,
Зеленый, желтый, красный лист на дереве его всегда слились.

***
Не зная радости ходьбы
над книгой тихо мраморели
воздушной лодки пассажиры.
Дорожные железные столбы
забытые, как вещи, заржавели
под тенью быстрой автожира.
Над детской радостью Петра
скульптуры белые смеются,
их зубы каменные бьются
до основания песка.

А царь веселый и прямой
спускает стаю кораблей,
и между скошенных полей
шагает мыслями живой
наш междустрочный разговор –
язык надежный и немой,
как солнца спрятанные пульсы.
Платонов подметает двор,
а между Доном и Окой
безрыбные проводят шлюзы.

0

5

Ярослав Кубин

Творчество поэта Ярослава Кубина уникально своей однонаправленностью в противовес энтропии русского постконцептуализма. Все известные мне стихи Кубина вдохновлены одним-единственным культурным феноменом - компьютерными играми. У истинного художника предмет вдохновения всегда маргинален. Для Бодлера это были обитатели богемы и нищие бродяги, Вийона и Жене вдохновляла преступность, целый ряд великих художников искал ключ к миропониманию в эклектичных мистических практиках. Отдельные тексты Пушкина носят печать усиленной работы с историческими архивами, что ни в коей мере не являлось обыденным явлением для романтизма и раннего реализма - историчность творила вместе с Пушкиным. Маргинальный вдохновитель Кубина, как уже было сказано, - компьютерные игры, а если быть точнее - поэтический эффект следующего переживания: фигуры несуществующих существ (тавтологичный оксюморон, употребленный Кубиным в его эссе «Восьмибытность») целиком и полностью подчинены движению некого вершителя судеб, творца, но творящего целиком и полностью ради собственного развлечения. Образ геймера оброс рядом культурных штампов: это человек, замкнутый на том, что в реальности не существует, отдающий этому Nichtsein все время своего существования. Для Кубина геймер - это ироничная и в то же время страшная метафора Бога-творца. Кубин использует весь органон художника-концептуалиста.
Во-первых, это, разумеется, концепт играющего демиурга, но в травестийном его исполнении, которому Кубин следует от текста к тексту.
Во-вторых, ироничная стилизация, не выдающая себя напрямую:

Цветы усталые вдыхали / Абсолютный ветер. / Успокоилась дорога, / Научилась терпенью. / Остановились помолчать арлекины-дети. / Превращенье дождя в великана. / Засыпает под навесом звездного аркана / Полководец / Невидимых лестниц. (Из стихотворения «Кулаки Дюка Нюкема»)

В-третьих, - формально - создание стирающих семантику каталогов:

Orin убил Xavier, / Watt убил Oscar, / Watt убил Neil, / Matt убил Quentin, / Matt убил Yahn, /
и т. д.

Данный фрагмент взят из первой части довольно объемистого каталога «Паралипоменон», заканчивающегося ироничной фразой «Counter-terrorists win» и семантическое нивелирование здесь направлено сразу на два вектора: рождение (ветхозаветная книга Паралипоменон) и смерть - смерть, которая уже не имеет значения, важен результат - победа условного добра в компьютерной игре.
В-четвертых, саркастический парафразис классических произведений:

тепловые светофоры твои чужой / инфракрасные светофоры твои хищник («Чужой против Хищника»)

В целом же, поэтика Ярослава Кубина намного сложней, многоярусней, чем кажется на первый взгляд. Если искать какие-то культурные параллели поэзии Кубина с предшествующим литературным опытом, то помимо концептуализма можно увидеть связь с метареализмом, но опять же в игровом ироничном плане:

Восьмибитные да вырастут сады
в гортани трубки лучевой,
где ионизированные льды
глазницу тянут за собой,
где мастер акустических затей
воркует восьмибитный соловей.

(«На запуск китайского клона Dendy, подключенного к телевизору «Темп»)

В последнем стихотворении помимо индустриализированного поэтического языка в духе Еременко можно разглядеть и некие интонационные параллели с эгофутуризмом, с его «чудовищными неологизмами», но «гибкой мускулатурой кузнечика». Впрочем, связь с метареализмом в данном стихотворении - результат лишь моего читательского опыта, сам же Кубин обратился к метаметафористам напрямую лишь однажды - в саркастическом каталоге «Компьютер ненависти».
Вообще, довольно сложно определить, где Кубин искренен, а где использует маску. В одном из красивейших его стихотворении «Супербратья Марио» грань между хрупким инфантилизмом и карнавальным его переосмыслением стирается, образуя общее поле, где печальному, ностальгичному и ироничному, шутовскому находится равное место, выраженное в одних и тех же словах:

Возьми меня за руку,
Мы будем большими, мы будем маленькими.
Мы будем большими -

таков рефрен, которым, с незначительными изменениями, начинается каждая строфа стихотворения. Каждый, кто когда-либо играл в «Super Mario broth», способен понять двойственность - печаль, изнанка которой - травести печали, осмеяние самого факта грусти и элегичности настроения автора, и это осмеяние - подтверждение глуби поэтической печали и невозможности обойти ее.
Помимо лирики важное место в творчестве Ярослава Кубина занимают «драматические» произведения, написанные в традициях античной драмы. Особого внимания заслуживает его трагедия «Гробовщик». Это, пожалуй, единственный известный мне случай, в котором Кубин отходит немного в сторону от тематики виртуального пространства, обращаясь к иному культурному пласту, но не менее виртуальному при всей своей материальности. Этот пласт - реслинг, бои без правил.
Сюжет трагедии следующий: в неком царстве живет царь по прозвищу Гробовщик. В прологе пифия в виде конферансье и хор, стоящий на ринге, сообщают нам предысторию. У Гробовщика был брат-близнец, которого он убил в тринадцатилетнем возрасте. Родителям молодой царевич сказал, что его брат играл в саду с лопатой и случайно закопался. Заняв престол после смерти отца, Гробовщик, прозванный так в народе (настоящее имя царя, как и место действия, на протяжении трагедии не сообщается), Гробовщик отправляется к Оракулу, который предвещает ему «смерть от собственных рук», ибо на нем лежит родовое проклятье за братоубийство. Далее пифия вещает о развивающемся безумии царя - у Гробовщика навязчивый страх случайного самоубийства, он не терпит вида веревок, острых предметов и т. д. На этом пролог заканчивается, и мы видим Гробовщика, двух его советников, Голдберга и Стинга, а так же шута по имени Клоун Доинк.
Первая фраза основного действия принадлежит именно шуту:

Д о и н к

(Медленно и печально)
Мне дети страшные ямбы поют.
(Навсегда умолкает)

Это единственная фраза, произнесенная за все действие трагедии шутом, персонажем, традиционно наделенным исключительным правом «Царям с улыбкой правду говорить». Первая смерть трагедии - смерть слова, гибель истины.
После этой фразы приходит посол от антагониста Гробовщика - императора Йокодзуны. Голдберг и Стинг удаляются с ринга, и мы слышим, как посол сообщает Гробовщику о том, что его лучшие друзья готовят против него заговор.
Следующая сцена - в тумане сидит Гробовщик и чистит надгробие. Входит Голдберг. Гробовщик начинает выпытывать у своего советника предал ли он своего царя. Голдберг, видя состояние властелина, говорит, что Гробовщик не в себе и верит своим врагам, пытающимся устроить раскол в его государстве. В порыве ярости Гробовщик разбивает Голдбергу голову надгробием и сквозь туман на камне проявляется имя Голдберга, слово рожденное в момент смерти.
В этой сцене Кубин сознательно нарушает каноны античного театра – ему необходимо, чтобы слово «Голдберг» было увидено: Кубин в очередной раз саркастически травестирует, теперь уже теорию нарратива Дерриды. В противоположность тезису «все в мире текст» Кубин устами своего героя говорит:

Г р о б о в щ и к

«Мир есть слово» мудрец допотопный гласил,
Я же слово в смерти знак возвел. Пустой ли?
О да! Пустой, как эта голова, как тщеславный омикрон.

Стинг, узнав о помешательстве своего господина, бежит из столицы, но вскоре возвращается, переодетый нищим безумцем.
От хора Стинг узнает, что войска Йокодзуны уже на подходе, а Гробовщик страдает видениями - его преследует тень убитого брата. Вдруг свет гаснет, зажигаются прожектора, и пифия-конферансье возглашает о начале битвы Гробовщика против Гробовщика, т. е. против тени его брата-близнеца. От хора мы узнаем о ходе боя: тень брата побеждает Гробовщика, и Стинг, сорвав с себя нищенское облачение, под которым оказывается боевое трико, устремляется на ринг, который по канонам антично драмы не виден зрителю. Хор доносит весть: Гробовщик после победы словно очнулся ото сна, он понял, что сотворил, из-за него погибли лучшие его друзья, и враг вот-вот ворвется в столицу. В порыве отчаяния Гробовщик вбивает себе дюбель в лоб.
Пролог потрясает своей красотой: хор, распевая печальную песню, медленно уносит гроб. Заканчивается трагедия словами хора:

Умер Гробовщик, и смерти больше нет.

Более подробное исследование Кубина требует большего материала. К сожалению, произведения его еще не были официально изданы, а распространяются самиздатовским способом: на дискетах, каждую из которых Кубин в традиции Уильяма Блейка оформляет собственноручно. Впрочем, данное эссе и не претендовало на подробный анализ, целью его было сообщить о замечательном молодом авторе, бросившем вызов не только литературным традициям, но и современности.
Творческий путь Кубина - путь одиночества, путь человека, видящего в правом углу экрана надпись: «2 Player Press start».

Эдуард Лукоянов, разночинец.

0

6

Синесвод

* * *
нарвать
синесвод
лаять
ронять
на платье
летний лед

* * *
я все забыл когда твое медленное лицо
упало
на мое
быстрое
лицо

Часы и завод
                Маниченко
Первое четверостишие следует читать левым глазом, второе – правым. Последнюю строчку глаза должны прочитать одновременно.

Каждый пират -
Наполовину Эдип.
Всякая мать
Принадлежит сыновьям, Кинь соловьям
Соль на кровать.
Будут срываться на крик,
Будут не спать,
Как часы и завод.

* * *
я попытался представить,
как описал бы в стихах таракана

я бы надел на него голубое платье
и расчесал его светлые кудри

0


Вы здесь » Дебют-Белгород » Дебютанты из Белгородской области » Эдуард Лукоянов